Некоторые разъяснения о правилах пользования тахографами

правила пользования тахографамиНекоторые документы, регулирующие сферу транспорта, непросто понять иногда не только водителям и перевозчикам, но и даже юристам: формулировки запутанные и имеют разные трактовки. Особую сложность у всех вызывает приказ Минтранса №440, в котором прописаны порядок установки тахографа на грузовой транспорт и правила дальнейшего использования и обслуживания устройства. Перевозчики и правоохранительные органы расходятся в оценке утверждения об обязательности блока криптографической защиты на устройства, разрешённые к использованию в России. Кто же прав на самом деле? Ответим на вопросы ниже.

Обязательно ли наличие блока защиты на цифровом приборе?

Наличие программно-аппаратного шифровального средства на приборе учёта времени труда и отдыха обязательно, потому что требования к нему предусматривают аутентификацию карты и защищённую передачу данных с помощью криптографических средств.

Альтернативный вариант при отсутствии такого устройства – установка прибора ЕСТР. Однако правила его использования более жёсткие и предполагают выезд за границу РФ хотя бы раз в год, наличие карточки МАП и её регулярное продление. Расходы для владельца транспортом обернутся в сумму куда большую, чем цена блока СКЗИ тахографа.

В правилах есть формулировка, запрещающая одновременное использование двух видов устройств. И именно этим моментом недобросовестные предприниматели, не желающие рисковать и тратиться на оформление прибора в мастерской, пытаются пользоваться.

В каком случае можно не получить штрафа за отсутствие СКЗИ в устройстве?

Управление транспортным средством без прибора учёта или с нарушением правил его использования, указанных в правиле Минтранса, является административным правонарушением. Исключением является только поломка устройства после выхода автомобиля на линию, возникшая не по вине его владельцев.

Некоторым категориям транспорта прибор учёта не положен вовсе: средства легче 3,5 тонн, спецтехника, машины экстренных и коммунальных служб. Автомобили, допущенные к международным автоперевозкам, могут обходиться без СКЗИ. Однако для работы необходимо заказать карту водителя МАП, получить разрешение на осуществление перевозок в другие страны, а также поставить устройство, соответствующее требованиям ЕСТР.

В любых других случаях, включая неумение пользоваться контрольным прибором или утерю бумаги для распечатки данных с него, отступления от законодательства признаются правонарушениями с ответственностью для водителя и перевозчика.